По словам парламентария, таксопарки участвуют в Национальном проекте по развитию предпринимательства на 2021-2025 года. Автопарки покупают отечественные автомобили в лизинг по субсидированным процентным ставкам и затем сдают их в аренду водителям такси, с возможностью выкупа авто. Эта мера позволила рынку такси выйти на цивилизованный уровень, а также трудоустроить водителей с плохой кредитной историей или тяжелым материальным положением.
«Сейчас, в отрасли такси заняты свыше 213 тысяч человек, не считая работников автопарков. Доход водителя такси примерно соответствует медианной заработной плате в Казахстане, которая в 2022 г. составила 204 тыс. тенге. Доля ежедневного дохода водителя составляет 30 — 50% от стоимости поездки. При 20 часовом рабочем графике одной машины, выручка составляет около 30 000 тенге, после всех расходов за аренду, амортизацию и топливо, остается чистый заработок 7 000 тенге»,- сказала Жанна Асанова.
Однако сенатор подчеркнула, что сейчас профильный госорган планирует отменить субсидии, что может привести к увеличению стоимости аренды автомобиля, что в свою очередь приведет к снижению заработков водителей, а соответственно и уровня их жизни.
«Ухудшение условий для таксистов так же может отрицательно повлиять на доступность услуг такси для общества в целом. В этой связи, прошу Вас поручить соответствующим министерствам рассмотреть следующие меры. А именно, сохранить поддержку в таксомоторной сфере, а при невозможности — принять альтернативные решения путем пересмотра условий субсидирования, с учетом интересов всех сторон, предоставить участникам программы, в случае ввода новой модели, право определенного переходного периода для планирования, поиска альтернативных решений и адаптации к новым условиям, что позволит минимизировать отрицательные последствия для данной категории водителей»,- отметила сенатор Асанова.